Игра кому что нужно работы цель. Игра «Кому что нужно? Чтение логопедом рассказа
На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.
Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).
Игра «Идем в зоопарк».
Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.
Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо... отдадим львам.
Морковь...
Сено, траву...
Зерно... и т.д.
Физкультминутка.
4. Игра с мячом «Кому что?».
Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.
Бритва, галстук –
Учебники, тетради-
Соски, бутылочки –
Ошейник, корм - и т.д.
Игра «Измени слово».
Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).
Завяжи бант сестра.
Уступи место старушка.
Дай лекарство дедушка.
Маша идет к врач.
Дети шли по лес.
Мы шли по дорога.
III. Итог занятия.
Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»
Цели:
1. Уточнение представления о рыбах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).
4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.
5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Обведи рыбок».
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.
Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?
Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».
II. Основная часть.
Чтение логопедом рассказа.
Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.
Беседа по содержанию рассказа.
Логопед задает детям вопросы и просит отвечать полным предложением.
О каком времени года говорится в рассказе?
Куда отправился Ваня?
Что Ваня взял с собой на рыбалку?
Ваня поймал хотя бы одну рыбку?
Что придумал мальчик?
Как родители узнали, что Ваня схитрил?
Мальчику стало стыдно за свой обман?
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Игра «Раскрась».
Логопед раздает детям картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей.
Л о г о п е д. Кто спрятался на картинке? Раскрасьте морских звезд красным цветом, конька синим, дельфина голубым, рыбку - желтым.
Повторное чтение логопедом рассказа.
Логопед читает рассказ еще раз, затем вместе с детьми составляет краткий план пересказа (о чем говорится в начале рассказа, о чем в середине, о чем в конце).
Пересказ рассказа детьми.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Насекомые»
Цели:
1. Расширение знаний детей о насекомых, их пользе или вреде.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Активизация глагольного словаря.
4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображениями насекомых, изображения двух рожиц - грустной и веселой, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дидактическая игра
«Кому что нужно»
Упражнять детей в квалификации предметов, умение называть орудия труда, необходимые людям, занятым на молочной ферме.
Игровые правила
Назвать предметы труда можно только после того как получишь камушек, отвечать надо быстро, четко.
Игровые действия
Передача камушка по ходу.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним, что нужно для работы людям, занятым производством молока. Я буду показывать картинку, а вы должны назвать профессию и орудия труда, необходимые для работы.
Дети: «Ветеринар»
Ребенок: берет камушек и перечисляет орудия труда (шприц, фонендоскоп, бинт, мазь и т. д.)
Воспитатель показывает картинку, спрашивает: «Кто это?»
Дети: «Доярка»
Следующий ребенок берет камушек и перечисляет орудия труда доярки (бидон, доильный аппарат, ведро, полотенце и т. д.)
Дидактическая игра
«Назови профессию»
Закреплять знания детьми профессий людей, занятых на молочной ферме.
Игровые правила
Назвать правильно профессию после того как взрослый перечислит действия. Потом передать мяч дальше.
Воспитатель: Ребята сегодня мы вспомним профессии людей, которые работают на молочной ферме.
Я назову несколько действий и передам мяч Сереже, он же должен назвать профессию и передать мяч следующему, если же он ошибается, то отдает мяч назад ведущему, т. е. мне.
Воспитатель: чистит навоз, дает сено, чинит автопоилку и т. д.
Ребенок: скотник
Воспитатель: управляет фермой, проводит собрание, записывает в блокнот, делает замечание и т. д.
Ребенок: фермер
Дидактическая игра
«Кто что делает»
Учить называть действия, которые присущи работникам той или иной профессии, занятым в производстве молока.
Ведущий показывает картинку и называет профессию, дети стоящие в кругу, по очереди получив мяч, называют действие человека данной профессии. Выигрывает тот, кто больше называет действий.
Игровые действия
Передача мяча, подсчет фишек.
Воспитатель: Ребята мы хорошо знаем профессии людей работающих на ферме. А в этой игре, нужно будет назвать действия, которые выполняет человек, изображенный на картинке.
Показывает первую картинку
Дети хором: ПАСТУХ
Что он делает? - передает мяч первому играющему.
Дети по очереди называют действия и получают фишку.
Пастух - пасет, дудит, ударяет кнутом, ходит, гонит стадо, заворачивает коров и т. д.
Дидактическая игра
«Подбери орудие труда»
Закреплять умение узнавать и правильно называть орудия труда, необходимые людям, работающим в колхозе (молочной ферме). Воспитывать уважение к людям разных профессий, чувство благодарности за их труд.
Игровые правила
Подбирать маленькие картинки с орудиями труда, называть правильно профессию и орудие труда.
Игровые действия
Подбирать картинки, на которых изображены различные предметы для труда.
Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены люди разных профессий (колхозники). Обращает внимание на маленькие картинки на столе. - А теперь послушайте правила.
По сигналу (свисток) вы будете находить среди маленьких картинок только те, которые нужны человеку «вашей» профессии, т. е. изображенному на большой картинке.
После того, как все предметы подобраны, дается сигнал. Проверяем, нет ли ошибок.
Можно закончить игру беседой.
Дидактическая игра
«Узнай на вкус»
Закреплять знания детей об овощах, фруктах, молочных продуктах, и других продуктах питания, умение определять их на вкус.
Игровые правила
С закрытыми глазами, попробовав продукт, назвать его и сказать какой он на вкус (можно описать как он выглядит).
Воспитатель с детьми рассматривает продукты питания, которые лежат на подносе. После того как дети их назовут он говорит, что сейчас, мы будем определять все продукты поочередно на вкус.
Для этого играющему будут завязываться глаза. После того, как попробуете то, что вам положили в рот, нужно назвать продукт и сказать какой вкус вы ощутили.
Можно в конце игры побеседовать о пользе данных продуктов.
Дидактическая игра
«Что лишнее»
Учить детей замечать ошибку в использовании предметов, развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения. Закреплять знания об орудиях труда.
Игровые правила
Закрыть картинку, которая лишняя, кто первый обнаружил ненужный предмет, тот выиграл.
Игровые действия
Находить и закрывать ненужные предметы.
На больших картах нарисованы люди колхозных профессий, а в клеточках орудия труда, необходимые для их работы, среди них есть и не нужные. Играющие дети должны найти лишний предмет и закрыть его.
Дидактическая игра
«Юный кулинар»
Учить детей отбирать карточки с продуктами для приготовления, того или иного блюда. Закреплять название продуктов питания, и приготовленных блюд, умение, рассказывать о своих действиях. Развивать связную речь.
Игровые правила
Складывать в кастрюльку карточки или муляжи продуктов питания, которые нужны для данного блюда.
Игровые действия
Находить только нужные карточки.
Воспитатель: ребята, вы хотите быть кулинарами (поварами).
Вы должны подумать, какое блюдо будете готовить для нас.
Все необходимые продукты лежат на столе. Из них нужно выбрать только те, которые нужны, для вашего блюда.
Вспомнить названия блюда: борщ, компот, пюре, котлеты и т. д.
Повар надевает колпак и фартук. И берется за дело.
Нужно в конце назвать блюдо и продукты, отобранные для его приготовления.
Дидактическая игра
«Что укрепляет здоровье, что разрушает»
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, желание употреблять в пищу только полезные продукты.
Игровые действия
На столе лежат карточки и муляжи продуктов питания.
Ребенок должен выбрать только те, которые едят в стране здоровячков.
Полезные Нет
Рыба Капуста Чипсы
Молоко Творог Торт
Кефир Яблоки Конфеты
Морковь и т. д. Сникерс и т. д.
Словесная игра
«Скажи ласково»
Учить детей подбирать к существительным уменьшительно - ласкательные слова, расширить словарный запас. Закреплять знания профессий людей, работающих в колхозе и названия орудий труда.
Игровые действия
Ребенок берет со стола предмет: продукт или карточка орудия труда, называет его и тут же подбирает ласкательное слово.
Например: доярка - доярочка
пастух - пастушок
кефир - кефирчик
трактор - тракторок
За правильный подбор слова получает фишку.
Словесная игра
«Молочная цепочка»
Закреплять знания продуктов сделанных из молока, их названия. Расширять словарный запас, воспитывать внимание, выдержку.
Воспитатель называет слово: молоко.
Дети по цепочке передают платочек и перечисляют продукты сделанные из молока.
Повторные ответы не засчитываются.
Проигравший платит фант.
По такому же принципу перечисляются:
- хлебобулочные изделия, соки, фрукты, овощи, продукты питания.
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).
2.Дидактическая игра: « Не забудь картинку»
Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по-разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство.
Игровое действие: Поиск знакомых «номеров».
Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей.
Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру
« Автомобили».
Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер (карточка на веревочке, одевается на шею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером.
Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер.
Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины.
Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж.
2 вариант: Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить.
3.Дидактическая игра: « Нарисуй правильно схему»
Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.
Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить.
Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий.
Игровой материал: Карточка№1 с изображением картинок и схем, карточка№2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники.
Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей (карточка с изображением картинок и схем).
Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточка №1, на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить.
Преодолев полосу препятствий связной, зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточке №2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр».
Играющие дети меняются ролями.
2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию.
Трудовое воспитание в детском саду
«Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.
Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.
По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.
37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Цель:
Ход игры
Сахар сладкий, а перец - …. (горький)
(желтые )
узкая )
Лед тонкий, а ствол - … (толстый )
Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:
- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).
– Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
– Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )
Дидактическая игра «Догони свою тень»
Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.
Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?
Я иду - она идет,
Я стою - она стоит,
Побегу - она бежит. Тень
В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.
Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький)
Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )
Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )
Лед тонкий, а ствол - … (толстый )